Истинное назначение вашего путешествия - это не место на карте, а новый взгляд на жизнь.
Генри Миллер
▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲
Уичоли — индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Самоназвание — wixárika («вишарика» или «виррарика»), что в дословном переводе означает «люди, одевающиеся в честь своих предков». Это племя не так катастрофично пострадало от конкисты, чему есть несколько причин: отсутствие у испанцев качественных карт тех территорий, децентрализация (племя состоит из нескольких автономных общин, имеющих собственную светскую и религиозную власть) и их удивительное умение адаптироваться к историческим условиям.
Уичоли сохранили традиционные культы, основанные на шаманизме, нагвализме, анимизме, вере в магию. Жрецы-шаманы уичоли, мараакаме («тот, кто знает»), проникают в другое измерение, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей. Уичоли имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. В верованиях уичолей особую роль играет так называемое триединство оленя, кукурузы (маиса) и священного кактуса пейота. Пейот является символом знания, кукуруза, как основной продукт питания — символом физического выживания и духовной свободы, олень символизирует духовного проводника и учителя уичолей, а также канал, по которому мудрость приходит к шаманам племени.
читать дальшеСогласно легенде, в древние времена, когда наступило тяжёлое время засухи и голода, индейцы уичоли отправились на поиски пропитания для своего народа и встретили оленя, которого стали преследовать и никак не могли догнать. Олень всё бежал и бежал от них и в итоге привёл охотников в пустыню Вирикута, где индейцы нашли кактусы пейот, которые были рассыпаны по земле и блестели в лучах солнца, как изумруды. Они раздали кусочки кактуса людям своего племени, и кактус мгновенно утолил жажду и голод, снял усталость и излечил их тела.
Олень, пейот и кукуруза происходят от одного из главных богов уичоли, Тайаупы (Отца-Солнца). Наряду с Татевари (Дедушкой-Огнём), к главенствующим силам мироздания у племени уичоли относятся Татьей Матиньери (Мать-Вода) и Таматц Кайяумари (Прадедушка Олений Хвост).
Неотъемлемой частью их традиций является особое паломничество по местам Силы в священную пустыню Вирикута (Wirikuta, Huiricuta). Раз в году, в конце сезона дождей, в октябре или ноябре, группа уичолей из нескольких десятков мужчин собирается в долгий, в сотни километров, путь за растением силы — кактусом пейот. Уичоли считают, что их предки вышли из этой пустыни, т. е. там, по их поверьям, жили первые люди. Вместе с тем, согласно туземным представлениям, это своего рода рай, т. е. сакральное пространство, в сущности, принадлежащее потустороннему миру. Паломничества в Вирикуту, рассматриваемые как путешествия на тот свет, проходят под предводительством шаманов-мараакаме, у которых есть связь с богом Татевари (Дедушка-Огонь). На пути в Вирикуту мараакаме передают свой опыт молодёжи, рассказывая легенды, совершая песнопения и ритуалы. Кроме того, это путешествие погружает участников в мистическое единство с природой, ибо на пути они встречают уникальное разнообразие экосистем и климатических зон — тропические леса и зеленые луга, дубовые рощи и сосновые чащи, а также большое количество животных и птиц, населяющих эти места. Паломники проходят через пустыню Чиуауа, которая занимает одно из первых мест в мире по биологическому разнообразию.
Непосредственной целью паломничества является собирание пейота. Этому кактусу, если он собран в Вирикуте по всем правилам, уичоли приписывают особые сакральные свойства. Уичоли говорят, что после употребления пейота только шаман-мараакаме получает видения, в которых заложен особый смысл, а остальные участники ритуала получают видения, в основном, «для познания красоты мира».
Археологические находки доказывают, что пейот используется индейскими племенами на протяжении уже более чем 10000 лет. Для уичолей, которые донесли традицию употребления этого растения в неизменном виде до наших дней, пейот – это физическое воплощение Бога. Они считают, что пейот значительно усиливает Купури, энергию , которая является источником жизни. Вся жизнь уичоли связана с пейотом, ему молятся, поют песни, его используют для лечения всех заболеваний и облегчения родов, его листья втирают в раны, чтобы предотвратить распространение инфекций.
В пустыне Вирикута уичоли проводят ритуал тотального переименования, когда слова заменяются словами с противоположным значением — например, «да» начинает обозначать «нет», и наоборот. Естественно, что понятие противоположности определяется при этом не нашим, а их видением мира, причем в качестве антонимов воспринимаются слова, объединенные по какому-то семантическому параметру, т. е. понятия, в некотором отношении сходные между собой. Так, голова ассоциируется с горшком, нос с мужским членом, волосы с волокном или корнями кактуса, и соответствующие слова заменяются друг на друга, т. е. голова называется горшком, и наоборот. Совершенно так же кукуруза называется пшеницей, а кукурузные лепешки — хлебом, бобы именуются фруктами, мясной отвар — мозгами, пальцы — палками, луна — холодным солнцем, вода — кушаньем специального вида (tequila). Вместо того, чтобы сказать «пойдем, напьёмся воды», говорят «пойдём, поедим tequila». «Говорение» наоборот часто представляет собой результат спонтанной импровизации. Так, например, говорят: «Закаты некрасивы. Наше путешествие не удалось. Никто не устал. Слишком много еды», — имея в виду в точности противоположное. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота.
Характерны слова шамана, поясняющие это тотальное переименование в Вирикуте и прямо связывающие его именно с сакральностью этого места: «Собирая пейот, мы меняем имена вещей, потому что когда мы вступаем в Вирикуту, всё настолько священно, что всё наоборот»; «Всё там так, как нам знакомо, но наоборот»; «Сейчас мы изменим все, все значения так, как это было в Древнее Время». «А когда мы возвращаемся из Вирикуты с пейотом, совершается обряд, и всё меняется назад. А те, кто оставались дома, накидываются на нас и спрашивают: «Как это вы называли вещи? Почему вы зовете руки руками, а когда уходили, называли их ногами?» Но это оттого, что вещам вернулись их прежние названия. И все они хотят знать, как там назывались вещи. Им рассказывают, и начинается хохот. Вот как это бывает». По материалам книг Paul M. Gahlinger “Illegal Drugs, A Complete Guide to Their History, Chemistry, Use and Abuse” и Barbara G. Myerhoff “Peyote Hunt: The Sacred Journey of the Huichol Indians”, а также блогов Oklevueha Native American Church и Huicholes Mexico, перевод с английского и испанского Марины Намлинской.
▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲▼▲
P/S На фестивале «Зов 13 шаманов» я встретитесь с Доном Рохелио Каррильо Отакаме, шаманом из племени Уичоли, общественным деятелем, хранителем древних знаний и ритуалов, а также путешественником и защитником пустыни Вирикута. И лично прошла все этапы пейота. Трудно передать словами те ощущения и эмоции, который мне удалось пережить в этом маленьком путешествии. Я буквально прикоснулась доселе невиданной мне культуре и традициям. Это все еще не укладывается у меня в голове, углы торчат со всех сторон.) У меня было достаточно времени все это переварить и сделать определенные выводы. Возможно однажды, я и сяду записать все подробно. Но пока я хочу оставить этот опыт глубоко в себе. "Фээстииваль"